|
Модерн
В конце 19 века в художественной ковке, как и во многих других отраслях искусства возникает новый стиль - модерн. Это слово в переводе с французского означает "современный". Это новое течение в искусстве, которое очень быстро завоевало весь мир: Англию, Германию, Россию, Австрию, Италию, Францию, Бельгию, Испанию, Финляндию, Чехию, США. В различных странах движение получило и разные названия, например, в России — этот стиль называется «модерн», в Швеции, Финляндии и Германии — «Jugendstil», в Австрии — «Secession», во Франции, Бельгии, Голландии, Англии, США — «Art Nouveau», в Италии — «Liberty».
Архитектор Г. Ван де Вельде выразил основную тенденцию стиля, которая отражается в орнаментальности и имела не только значение украшения, но и становилась самой основой нового искусства. Он говорил, что хочет искусства, формы и гармонии, линии.
Новый стиль отражает в основном изящные, живые, одухотворенные кривые и динамичные линии в плоскости. Все движения спокойные, легкие. В формах подчеркнута четкая асимметрия. Художники-модернисты стремятся к преодолению прежних растительных и звериных тематик в исторических стилях. Источником вдохновения являются листья, цветочки, стебли, формы и изгибы человеческого или животного тел. Языком Модерна считаются абстрактные формы, живые, растущие и дышащие. С особым интересом художники этого стиля рисуют кривые, вогнутой и выпуклой форм.
Они уходят от копирования и стремятся к оригинальной стилизации и абстракции форм разнообразных. Модерн во всем стремится к распространению легкого и мягкого, в отличие от прежних времен. Наступление Модерна охватило и живопись, и скульптуру, и декоративное искусство, и архитектуру, даже прикладное искусство, графику. Теперь границы между отдельными видами искусства исчезают, и интерьер рассматривается как единое целое вместе со всеми отдельными деталями. Линейность проникла также и в архитектуру. Основу этому придали металлоконструкции, с помощью которых можно создать линейную конструкцию в плоскости. Однако изделие рассматривается, прежде всего, как декор и не выполняет функции по прямому назначению.
Модерн скрывает вид материала и использует его, опираясь на некоторую пластическую массу, например, дерево должно быть материалом, способным к различным преобразованиям. Аналогично и металл превращается в податливый материал, из которого легко создается лист, цветок или ствол более вольных и свободных форм.
Чем более неопределенная форма темы природы, тем ближе она по духу художнику-модернисту. Идеалом, например, могла бы быть медуза в движении. Наиболее любимые образы животного мира - лебедь и павлин, а наиболее часто используемые образы растительного мира — бессмертник, кувшинка, полевой мак или камыш.
Распространению модерна помогло широкое сближение изобразительного искусства с литературой и журналистикой. Кроме того развитию нового стиля способствовали музеи художественных ремесел, выставки и школы. Искусство модерна предоставило неплохой шанс и кузнечному искусству, которое возникло не в Англии, которую принято считать колыбелью модерна, а в Испании. Создателем этого искусства был сын кузнеца из Реуса и одни из знаменитых гениев архитектуры Антонио Гауди и Коронето.
Если мы назовем имена только наиболее крупных художников, которые вносили своими работами вклад в формирование стиля модерн в художественной ковке, то во главе их будет стоять архитектор Виктор Орта, который прославился проектом здания Maison Tassel. Оно было построено в 1892 г. и является первой работой в стиле модерн. Там главная лестница выполнена в виде художественного ансамбля, который вырастает из единого мотива.
В здании Отель Сольвей в Брюсселе, главным образом, преобладает металл выдающегося художника Орт. Этот автор позволяет металлу свободно звенеть и создает из него главный элемент орнаментов, часто повторяющихся в стекле, усиленном мраморе и дереве. Единомышленником Орта во Франции был Эктор Гимар, который реализовал себя большей частью в литье. Его работы предназначались прежде всего для широких потребностей Франции, нельзя в связи с этим не рассказать о его удивительном творчестве. Среди важных произведений это автора наиболее известны уличные фонари, перила и порталы станций метро. Они способствовали развитию произведений искусства модерна, усилению значения абстракции.
В Германии во времена Модерна работал Генри Ван де Вельде. Он являлся идеальным художником и работал во всех областях творческих ремесел, а так же создавал многообразные эскизы фонарей, ювелирных изделий, посуды, тканевых орнаментов, мебельные проекты, книжные иллюстрации, архитектурные проекты и эскизы кованых изделий.
Творчество чешского мастера Мухи занимает основную роль в искусстве Модерна и знаменуется разносторонним, начиная с афиш. Это и мебель, ювелирные и кованые произведения, посуда, сервизы, кружева. Его работы легки и изобретательны.
Еще одним великим деятелем чешского модерна, является Франтишек Билек. Он в своем творческом пути занимался созданием эскизов мебели, дверей и кованых изделий. Главная тема этого автора — хлебные поля, которые пронизывают все работы, начиная от отдельных деталей интерьера и заканчивая коваными изделиями.
Кузнечное дело в период Модерна приобрело определенную пользу. Возрос интерес к ручной работе и мастерству, точности обработки кованых изделий, к воспроизведению элементов природного характера.
В этот период выросло уважение к огню и кувалде. Это касается как кованых деталей, решеток в интерьере или экстерьере. В кузнечных работах вошло вместе с нагреванием и отделочная чеканка на листе, в отличие от прежних периодов, когда было распространено литье. Появляются многочисленные новые мастерские, например, Халлера, Коутника. Эти мастера работают по заказам частных лиц и выполняют общественные работы более крупного масштаба.
На новом этапе развития кованого искусства активно развивается обучение молодых. Для будущего развития кузнечного дела имеет важное значение школа кузнечного искусства в Градце Краловем.
В кузнечное дело вновь приходят традиционные способы обработки: сварка, клепка, пайка и продевание. А материал, используемый в комбинациях (медь, латунь или бронза) всех профилей обрабатывается исключительно в нагретом состоянии.
Модерн в поздние годы сначала отвергался, а потом снова становился предметом идеалов.
Ярким примером Модерна может служить любой особняк даже нашего времени, имеющий разнообразные кованые изделия, выполненные в одном ключе, начиная от решетки ограды и оконных переплетов, дверных ручек, перил, мебели, посуды, тканей, лестниц, и заканчивая светильниками.
Направления и разновидности стиля Модерн очень разнообразны: обширный растительный стиль, строгий геометрический модерн, исторический модерн с идеями искусства Египта, античности, готики, русский стиль.
В истории найдено огромное многообразие различных художественных решений в ковке и идей этого стиля. Кузнечные технологии обогатились количеством новых приемов, востребуемых новыми линиями модерна. Черты и формы модерна вполне актуальны и сегодня.
В последние годы, в связи с интересом к искусству и красоте растет увлечение модерном, особенно в кованом искусстве. Множество архитекторов и дизайнеров оформляют фасады и интерьеры зданий и частных домиков именно в этом стиле, учитывая вкусы заказчиков. Стиль модерн интересен современным мастерам, привлекает внимание творческих личностей, уставших от жестких прямых линий, углов и унылого образа современного окружения. Глядя на живые, волнистые, изящные, ассиметричные и красивые формы в стиле модерна, можно отдыхать.
|